Начали выпускать печенье ручной работы, ищем соответствующую упаковку, что посоветуете?
Денис Лаухин, коммерческий директор:
— Упаковка ручная работа – это палка о двух концах. Надо понимать, что для бренда, который только стартует и планирует развиваться вручную, изысканный ручной дизайн – это большой риск.
Предположим, дизайнер предлагает уникальную конструкцию. Заказчику она нравится, он обращается к нам и просит напечатать 1000 штук. Мы объясняем, что клеить придется руками, над каждой коробкой будет трудиться бабушка с кисточкой. Операция ручной склейки стоит 3 рубля, против 7-8 копеек при склейке на автомате. «Ну что же, — думает заказчик, — заплачу три тысячи за тысячу коробок, зато форма какая красивая!». Заплатил, получил, успешно продал.
Проходит несколько лет, приходится печатать уже миллион упаковок. Начинаются трудности. Во-первых, это физически нельзя сделать быстро. Здесь уже нужна сотня бабушек – их пойди столько найди и сумей проконтролировать по качеству. Заказчик начинает получать плохой продукт: где-то склеено внутри, где-то разорвано, где-то пропадает цвет. В конце концов, срываются сроки: работал человек, не автомат.
В долгосрочной перспективе ручной процесс не выгоден заказчику. Хорошо, сейчас привлечем деталями, прорубим окошечко, вклеим петельку, завяжем бантик, вкрутим лампочку, наймем художниц, которые разрисуют готовую упаковку. Мы впечатлим рынок — а дальше надо будет платить уже совсем другие деньги. Подорожают люди, подорожают технологии. Потребуется ребрендинг, и наверняка в худшую сторону.
Как только отходишь от традиционных форм, возникают дополнительные траты и проблемы логистики. Можно запуститься с крутым наворотом типа картонного сундучка. Можно с ним даже жить некоторое время, но если говорить о масштабе – кто-то завтра тоже выйдет с сундучком, и нам надо будет экономить каждую копейку. Мне как производителю это тоже невыгодно: если я за склейку беру три рубля, а конкурент пять копеек, мы поработаем на рынке года два, и он просто купит меня, и я исчезну.
Другое дело, если речь идет о крупном бренде. Допустим, к нам обращается «Коркунов» с новой специальной формой. Если мы хотим сотрудничать с «Коркуновым», мы подписываем контракт, заказываем за рубежом машину, которая способна клеить именно эту форму. «Коркунов» гарантирует объем – мы под этот объем берем оборудование. В результате заказчик тратит на производство копейки и получает качественный продукт, а мы стабильно обеспечены заказами, поскольку автомат есть только у нас. Безусловно, для нового неизвестного бренда машину никто покупать не будет.
С другой стороны, продукт – это отражение души владельца. Пятнадцатая марка крупного бренда – это точно выверенная маркетинговая стратегия. А в печенье, которое пеклось на собственной кухне и нравится самому, очень сильна эмоциональная составляющая. Ну и что, что на рубль дороже – зато упаковку приятно в руки взять.
Как производитель я всегда говорю: делайте то, что нравится. Тогда вы будете продавать это с удовольствием. Тогда, возможно, вам удастся через слоган, через подачу передать это ощущение удовольствия – клиенту. Если ваш клиент особенный, действуйте именно так.